/sites/default/files/2021-03/drupal-camp-4-min.png

Мы всегда считали, что Initlab — это прежде всего люди. Его основали люди, в нём трудятся люди и трудятся они тоже для людей. И вот однажды мы подумали, что эта ценность у нас представлена только внутри коллектива, а люди вовне даже не представляют, что за люди такие этот Initlab.

Как сказал классик: «Всем выйти из сумрака!». Перед вами серия интервью с основателями Initlab. Мы выбрали этот формат, потому что писать досье в духе «родился, женился» не хотелось, как и философских трактатов про «Что есть я». Поэтому мы позвали человека, который неплохо нас знает, но которому было что спросить. Очень хотелось именно поговорить, и насколько у нас это получилось, можете оценить сами.

Первое интервью с сооснователем Initlab — Сергеем Синицей, который предпочёл IT вместо карьеры рок-звезды. Узнайте, как математик основал IT-компанию, почему два из пяти рабочих дней он пропадает в университете (учится? рекрутирует молодые дарования?) и что за 0,1% из всех программистов ищет и нанимает Initlab.

— Как ты вообще пришёл в IT?

— Первое знакомство случилось, когда я ещё учился в школе. Отец работал инженером и собрал ZX Spectrum, мой первый компьютер. На нём я начал писать первые программы на Basic под Спектрум. Меня это очень захватило.

Позже стала приходить толпа друзей, играли в компьютерные игры и писали программы. Увлёкся информатикой в школе, ходил в центр «Старт» в Краснодаре, участвовал в олимпиадах по программированию. Через какое-то время у меня появился персональный компьютер, 486-й, и в старших классах у меня закономерно уже был интерес к вебу.

Первые заказы, первые договоры на разработку были где-то классе в одиннадцатом и курсе на первом. Я делал сайты, когда доступ к интернету был ещё через модем со скоростью 56 килобит в секунду. Очень интересовало развитие интернета, информационных технологий. Это был 1999-2000 год. Вот это, пожалуй, и был старт.

— Наверное из-за этого ты и специальность будущую выбрал в вузе?

— Да. Мне, конечно же, помогли родители. Они мой интерес заметили и отвели меня в университет, подобрали факультет, на котором учились такие же ребята, как и я. Мне легко давалась математика и я поступил в КубГУ на факультет компьютерных технологий и прикладной математики. Тогда он назывался просто факультет прикладной математики — компьютерные технологии прикрепили позже, но уже тогда он был одним из лидирующих по информационным технологиям в регионе. Поэтому я документы подавал только туда. Хотя там базовая математическая подготовка и специальность у меня «Математик. Системный программист».

— Пока обучался в вузе, не было желания куда-то свернуть?

— Нет, не было. Хотя иногда думаю, может мне свою рок-группу основать (смеется). Но пока IT не отпускает.

— В каком году появился прообраз Initlab? Когда не ты один, а команда что-то делает?

— На втором-третьем курсе университета, это был 2001-2002 год. Я как раз общался с однокурсниками, которые тоже интересовались интернетом. Было понимание, что я не один такой и в случае чего есть кого позвать на подмогу.

А помощь уже тогда была нужна. Я начинал свою работу в IT с веб-дизайна. Сначала рисовал в фотошопе визитки-плакаты, потом сайты. Знал все горячие клавиши в ФШ, хоть среди ночи разбуди. Первым краснодарским компаниям в городе я оформлял сайты в качестве дизайнера, делал вёрстку.

В back-end программировании я сначала не разбирался и нашёл партнёра-однокурсника, который помогал мне с этим. Тогда в web-разработке были популярны такие языки, как Perl и Parser, чуть позже основным языком стал php. Со временем мой интерес к программированию привел к тому, что back-end я освоил досконально. Дизайнера из меня не получилось — всё-таки разработка мне ближе.

И в итоге всё стало наоборот: у меня появились партнёры, которые помогали делать дизайн, а я программировал. Команда из 2-3 человек начала выполнять заказы. Это и был, наверное, первый прообраз Initlab.

— А когда появился сам Initlab?

— Initlab мы учреждали с Ромой Агабековым. Он успел поработать в крупной торговой компании экономистом, это его второе образование. Уже тогда у него было желание организовать что-то своё в области информационных технологий, потому что был богатый опыт и в программировании, и в бизнесе. Рома мой однокурсник, а ещё мы какое-то время вместе занимались системным программированием в одной краснодарской компании.

У меня уже на тот момент был небольшой поток заказов и мне не хватало парнёра, который бы помог начальные риски и расходы на открытие компании разделить со мной. Наш третий учредитель — Галя очень помогала нам на начальном этапе с правовыми моментами, с бухгалтерией.

И вот мы втроём сели в кафе и нарисовали на бумажке принцип работы технической поддержки: как проходит распределение заявок, как функционируют внутренние процессы и т.д.. Поддержка была нашим первым направлением, которое мы задумали как основное. Тогда это были не только сайты и серверы — мы поддерживали ещё и IT-инфраструктуру компаний в Краснодаре (локальные сети, серверы, рабочие станции).

Всё это много раз менялось, перестраивалось и эволюционировало. Сейчас одна из основных услуг — разработка и поддержка Drupal, поддержка серверов, а изначально мы планировали, что это будет некоторая более широкая IT-поддержка на тему информационных технологий в принципе. Мы были фанатами компьютеров, сетей и делали всё что можно для компании связанное с IT. Сейчас мы делаем только то, в чём мы лучше всех.

— А как так получилось, что Рома твой однокурсник, а ты математик, а он экономист?

— У Ромы два образования: он математик-системный программист и параллельно учился на экономе. А у меня другие два образования. Я учился на математика-системного программиста и на РГФ (романо-германская филология). То есть я ещё переводчик в сфере профессиональных коммуникаций, русско-английский перевод. То есть мы с ним на двоих три факультета закончили.

— А когда Initlab стал прирастать людьми? Когда появились первые сотрудники?

— Практически сразу. На тот момент я уже работал во фрилансе и у меня был небольшой поток заказов. Для меня смысл организовывать компанию был как раз в том, чтобы нанимать помощников.

Институт я закончил в 2004-м, после него полгода-год поработал разработчиком, параллельно поступил в аспирантуру. Так что основание Initlab в 2007 году совпало с защитой моей кандидатской диссертации. То есть я закончил аспирантуру, защитился и мы открыли Initlab.

— Расскажи подробнее об аспирантуре.

— Я кандидат технических наук, специальность «Теоретические основы информатики», защищался в Таганроге, в радиотехническом университете. Диссертация посвящена архитектуре веб-систем для коллективной работы. Это был ещё и коммерческий проект, который автоматизировал работу большого количества людей и на тот момент я делал его для одного из моих клиентов. Это был сайт, где распределялись заказы между исполнителями работ. Сайт, кстати, был на Drupal.

— Насколько я знаю, диссертация писалась не для галочки и ты продолжаешь академическую деятельность?

— Всё верно. Два дня в университете, три дня в офисе. Мне в принципе легко давалась учёба. Закончил с красным дипломом, успеваемость по профильным предметам была хорошая, поэтому позвали в аспирантуру, а затем преподавать.

Сейчас продолжаю вести курс по веб-технологиям, то есть в университете рассказываю то, с чем на работе сталкиваюсь. Это помогает систематизировать знания, закрыть какие-то пробелы, потому что самый лучший способ научиться чему-то — это научить другого.

— У тебя же был опыт преподавания в зарубежных университетах, если я не ошибаюсь?

— Всё верно. За счёт того, что я хорошо общаюсь по-английски, мне частенько приходится коммуницировать с партнёрами университета или факультета. Ну и в качестве обмена опытом езжу по разным европейским вузам. Интересно посмотреть, как там всё устроено. Плюс смотрю как сделать лучше свои курсы, чтобы всё было на мировом уровне.

Так что меня иногда зовут вести какие-нибудь курсы в европейские университеты. Там, видимо, некому преподавать (смеется).

— А какие конкретно курсы и университеты? Сможешь назвать?

— Собственно, последним был Рейн-Майнский Университет Прикладных Наук в городе Висбаден, в Германии. Там в магистратуре в прошлом году я провёл курс по технологии блокчейн и электронной коммерции. В этом году меня зовут снова, с этим же курсом.

— Вернёмся к Initlab. У тебя сразу было понимание, что это что-то серьёзное или поначалу это было некое хобби, взлетит-не взлетит, стартап не стартап?

— На момент создания Initlab, как я уже говорил, у меня был поток заказов и было понимание, что это будет работать. Лично мне нравилось заниматься вебом, делать сайты, решать задачи клиентов. Предпринимательская деятельность тоже приносила радость. Конечно, могло что-то не получаться, были разные сложные моменты, но в целом…

— А какие моменты были самые сложные?

— Чего-то прям очень сложного не было. Были стандартные неприятности: сотрудник, который увольняется в неподходящий момент, крупный клиент уходит, а у тебя половина команды работает на него. Мне кажется, что это вполне обычные ситуации. Каких-то тяжёлых вещей, вроде конфликтов учредителей или потерь здоровья, нам удалось избежать. Живём дружно, растём, развиваемся.

— Ты коснулся и клиентов, и членов команды. Какие с твоей точки зрения лучшие клиенты и с какими сотрудниками выстраиваются отношения, которые длятся очень долго и продуктивно?

— Наверное, клиенты-владельцы среднего или малого бизнеса, для которых интернет и информационные технологии — это основной способ привлечения клиентов. То есть они нуждаются в нашем опыте и знаниях и им нужно разработать, как правило, то, на чём строится их бизнес: интернет-магазин, систему взаимодействия с клиентами, систему продажи услуг, учебных курсов и т.д. То есть люди, для которых интернет — основной способ заработка денег. С ними интересно работать. Еще интересно работать с крупными компаниями и большими проектами так как они приходят со сложными задачами, с которыми не справились другие команды разработчиков.

— А по сотрудникам, по команде?

— Когда создавался Initlab, мы определились с тем, что нам очень интересен open-source. Поэтому нам нужны ребята, которые знакомы с именно идеями open-source, с операционной системой Linux, с лицензиями GPL. Если они видели, как работает open-source сообщество и хотят стать его частью, то есть контрибьютят в open-source, изучают open-source-проекты, просят помощи у меня или у других членов команды — то эти люди близки нам по идеологии. По нашему опыту, из них вырастают хорошие разработчики, с которыми наиболее интересно работать.

Ну и важны какие-то базовые вещи, которые нужны в любой команде: быть предсказуемым, доводить работу до конца — это, считай, необходимые условия. Мы стараемся не просто решить задачу, а понять, как можно улучшить продукт или проект.

— Работник Initlab он какой?

— Он профессиональный. 10% людей могут читать код, 1% может код писать, а сложный код понимать и писать может 0,1%, поэтому основной упор мы делаем на профессиональные компетенции.

— А в жизни он какой?

— Это люди с особым складом ума, которым можно простить, что они порой закрытые или необщительные. Более того, каждый программист в хорошем смысле слова ненормален и немного отличается от других. Особенно это хорошо видно, когда работаешь в университете. Некоторые из них это ребята-интроверты, для которых тяжело общаться с клиентом, отстаивать свою точку зрения, участвовать в конфликтах и т.д. Конечно, не все такие, но в целом математический склад ума он как-то на чаше весов перевешивает гуманитарную составляющую, ты больше занимаешься математикой и программированием и у тебя меньше навыков общения.

Мы в Initlab это понимаем, и одно из наших правил гласит, что с клиентами должны общаться специально обученные люди. Мы помогаем разработчикам правильно организовать их работу, чтобы им было комфортно.

Программирование — это сложно. И нужно сделать так, чтобы человеку не мешали, чтобы его не дёргали, не отвлекали. Эта работа требует умственного напряжения и сосредоточения, ведь к нам клиенты с простыми задачами не приходят. Мы делаем разработку или поддержку сложных систем, к нам приходят с серьёзными проблемами и сложными задачами.

Поэтому главное — это можешь ли ты в принципе какую-то проблему разбить на составляющие, выяснить, в чём соль, и решить задачу. И не менее важно то, как ты общаешься с коллегами, насколько ты обязателен и предсказуем. Для меня всё это элементы профессионализма. Ну, а то что мы любители open-source и спортивные ребята… так повезло.

— Initlab — это стол-стул с 9 до 6 или он распространяется на внерабочее время? Для тебя и для команды.

— Мы стараемся бережно относиться к сверхурочным работам или обязательным мероприятиям. Обычно не настаиваем на этом, стараемся никого не тревожить по выходным и по вечерам — у всех свои семьи. Это, скорее, такая команда, которая в рабочее время фигачит, а потом умеет хорошо отдыхать.

— Расскажи про хорошо отдыхать.

— У нас есть традиция: мы стараемся 2 раза в год всей командой выезжать на различные спортивные мероприятия. У нас большинство ребят это заядлые туристы-лыжники-альпинисты-сноубордисты-велосипедисты, ну и в целом переход на удалёнку тоже усилил некий голод к общению. С учётом того, что основной офис, где работали разработчики, закрыли и теперь работаем удалённо, мы ещё больше внимания стали уделять подготовке наших ежегодных собраний. Обычно мы в феврале-марте ездим в горы покататься на лыжах несколько дней всей командой.

Раньше это была команда из Краснодара, теперь мы собираем наших сотрудников со всей страны в одном месте. А летом мы обычно выбираемся на море, тоже на несколько дней. Сейчас вот в Сочи собираемся, разумеется не на море (интервью было взято в феврале).

— После перехода на удалёнку как изменилась география Initlab?

— Большая часть команды, где-то 75%, в Краснодаре, сидят дома. Руководители ходят в офис, решают рабочие вопросы. Сейчас появились ребята из других городов России, один работает из Армении. Нанимаем полностью на удалёнку, потому что друпалеры в Краснодаре закончились, новых обучать пока не успеваем.

— А много ли твоих студентов стали частью команды Initlab?

— Тех, кто поработали, стали специалистами и работают сейчас у нас или в другом месте, наверное, человек 30. А людей, которые просто прошли курс и практику раза в три больше.

— Провокационный вопрос: завтра утром ты просыпаешься, а нет ни друпала, ни веб разработки. Чем бы ты занимался?

— В карьере рок-музыканта я пока сомневаюсь. Не думаю, что буду полезен людям в качестве рок-звезды. Наверное, тогда математика остаётся. Занимался бы математикой.

— Лично ты каким Initlab видишь через 5 лет и через 10?

— Я вижу это так: через 5 лет мы помогаем компаниям не только в России, но и по всему миру. Сейчас у нас изредка случаются клиенты из Европы и США, через 5 лет, скорее всего, будем в более крупных международных проектах работать. А ещё нас больше раз в 5-10, и все классные ребята работают у нас. Я бы хотел сделать самую крутую компанию в компетенциях именно Drupal и open-source.

— Что же тогда будет через 10 лет?

— Работая с большим количеством проектов ты замечаешь, что в принципе у многих клиентов и компаний проблемы одни и те же. Сейчас мы вычленяем то, что нужно всем и стараемся улучшать нашу поддержку-разработку так, чтобы мы могли эти лучшие практики применять для улучшения поддержки, ускорения работы сайтов, повышения надёжности.

Я думаю, что лет через 10 мы обрастём продуктами, которые как раз построены на этих лучших практиках и сможем применять их не только внутри команды, но и внедрять в других командах. Это и автоматизация в поддержке, и проверка качества, и повышение производительности, и т.д. Сейчас мы экспериментируем в режиме внутренних стартапов, и я думаю, что по мере того, как компания будет становиться более зрелой, у нас будет больше ресурсов, чтобы экспериментировать с этими продуктами. Из Initlab выйдут в свет продукты, и мы будем больше продуктовой компанией, чем аутсорс-продакшном и поддержкой.

Поэтому через 10 лет мне бы хотелось, чтобы мы делали продукты, которые помогут тысячам клиентов. Пока мы можем помочь только сотням.

— Ты так увлеченно рассказываешь про Initlab и про работу в качестве преподавателя, а на личную жизнь времени хватает?

— В принципе хватает. Я стараюсь выходные и вечера проводить дома с любимой женой и сыном. Моя супруга Катя оказала большое влияние на Initlab. Она работала в компании много лет, помогала с момента учреждения встать на ноги и сейчас оказывает поддержку в менее оперативной работе, но я её привлекаю в качестве менеджера и аналитика в особо ответственные проекты. Так что можно сказать, что у нас присутствует некий элемент семейного бизнеса.

— Как появилось слово Initlab и что оно обозначает?

— В том самом кафе мы не только описали работу поддержки. У нас ещё был листик, на котором мы с ребятами выписывали варианты названий. И вот там сто вариантов зачёркнуто, а в конце появился Initlab. Это лаборатория инновационных информационных технологий.

Идея в том, что мы перебираем все новое в IT, пробуем, разбираемся в этом, оставляем то, что работает и помогаем клиентам решать их задачи с помощью технологий.

— Несколько слов, характеризующих Initlab.

— В IT нет таких задач, которые мы не можем решить.

Я стараюсь строить компанию мечты, в которой мне было бы приятно работать. Компанию, куда мне приятно приходить на работу каждый день.

Add new comment